Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

От гносеологического субъекта к целостному человеку познающему

 

Традиционное гносеологическое понимание субъекта давно не удовлетворяло, в частности, представителей герменевтики. При объяснении познания и его понятий необходимо брать за основу человека в многообразии его сил и способностей.
В гегелевской философии индивид был принесен в жертву системе, растворился в абсолютном знании, во всеобщем, что и вызвало резкий протест, выразившийся, в частности, в возникновении «философии субъекта» - экзистенциализма, утверждающего безусловную ценность отдельного индивида.
Концепциям человека (субъекта познания, личности) придается особое значение в персонализме. Персонализм не боится обвинений в психологизме и релятивизме, поскольку не сводит человеческое к психологическому и считает ошибкой с одной стороны - «отлучение» логического и трансцендентального сознания от человека, а с другой стороны - замену активности человека в его целостности активностью трансцендентального субъекта. Человек должен вернуться в познание.
Эту мысль обосновывал и Н.А. Бердяев, полагавший, что «была большая правда в переходе от философии Гегеля к философии Фейербаха, к философии антропологической» - неизбежном переходе от универсального, общего духа к человеку.
Именно эта тенденция выступает общим основанием и предпосылкой сближения идей герменевтики, экзистенциализма, персонализма и в определенной степени «живого марксизма» в понимании субъекта как человека познающего. Антропологизм как общая для них идея уточняется признанием социальной и культурно-исторической обусловленности познания и субъекта. Признание этих фундаментальных идей вполне достаточно для объединения этих направлений экзистенциально-антропологическим подходом к познанию.
Рассматриваемый подход предполагает иное понимание активности субъекта познания. В немецком идеализме, как и в учениях, близких к нему, субъект в высшей степени активен, но он абстрактен, активность субъекта не означает здесь активности конкретного человека, который как бы ничего не привносит в познание. При высокой активности субъекта человек пассивен, он лишь исполняет веления трансцендентального сознания. При экзистенциально-антропологическом подходе принцип активности субъекта сохраняется, но субъектность, а значит, и активность соединяются с живым человеком. Таким образом, речь идет не только о самой идее человеческой активности, но и о природе этой активности, ее конечном смысле и назначении.