Сеть магазинов. штеба мультиварка. Покупайте дешевле
    Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

Эмпиризм

Семнадцатое столетие открывает следующий период в развитии философии и науки, который принято называть философией нового времени. В 17 веке в странах Западной Европы продолжается и ускоряется развитие буржуазных отношений, происходят буржуазные революции: в последней трети 16 – начале 17 в Нидерландах, а с середины 17 века развертывается революция в Англии. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике и социальных отношениях, но оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором оказывающим влияние на сознание людей становится наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание.  Философия стала ориентиоваться на науку. Если философия античности была космоцентричной, средневековья – теоцентричной, а Возрождения – антропоцентричной, то философия 17 века была гносеоцентричной. В центре внимания философов была новая наука, опирающаяся на новые методы познания. Среди наук наибольшего развития достигает механика. В механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Доминирование механики повлияло на характер всего естествознание и философии. В частности последняя преобретает механистический, метафизический характер. Механика знает движение , но не знает развития. Примером механизма могут быть часы. В механизме часов мы можем видеть жестко связанные друг с другом  движущиеся шестеренки. Причем движение этих шестеренок обусловлено внешним воздействием. Поворот одной шестеренки возможен только в следствии поворота другой, и в свою очередь приводит к соответствующему повороту следующих. Механизм движется, но не развивается – в нем не происходит появление чего-то нового. Все остается таким, каким было сотворено изначально мастером часовых дел. Далее,чтобы часы шли, их должен кто-то завести. В животных, людях, Вселенной  мыслители видели  сложные механизмы. Бог представлялся как некий часовщик Вселенной. С механицизмом логически связан деизм, который обнаруживается во взглядах многих ученых, философов эпохи – если опять прибегнуть к образу часов, то ассоциация такова – часы завели и далее они идут самостоятельно – Суть деизма в подходе, согласно которому Бог создал мир, а далее мир живет самостоятельной жизнью, Бог не вмешивается в жизнь мира, что дает возможность объяснять происходящее в мире не божественным вмешательством, а естественными причинами.
В эпоху 17 века продолжилась критика схоластики начавшаяся еще в эпоху Возрождения.  Продолжилась, хотя и в новой форме, идущая из средних веков, полемика между реалистами и номиналистами. Эти два направления в 17 веке предстают как соответственно рационализм и эмпиризм.
Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)