Вы всегда можете купить японские подгузники Муни в интернет-магазине Мамино солнышко.
    Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

Джон Локк

Джон Локк (1632 – 1703) Отец провинциальный адвокат. Можно сказать, что революция ( 1642-46 первая гражданская война; 1648 – вторая; 1649-казнь Карла Первого) открыла ему дорогу к образованию – по рекомендации полкового командира его отца Джон Локк был зачислен в Вестминстерскую школу;  был одним из лучших учеников и поступил в Оксфордский университет.  1668 г. – его избирают членом Королевского общества.(Это первое научное общество Европы, прототип национальных академий наук) А в 1671 году он принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает «ум в своем движении к знанию» Это был замысел Главный труд Джона Локка – «Опыт о человеческом разуме».(Другие работы – «Письма о веротерпимости» (за отделение церкви от государства и религиозную веротерпимость. Правда веротерпимость он не распространяет на католиков и атеистов) «Два трактата о государственном правлении» (подвергает критике концепцию божественной власти короля) «Некоторые мысли о воспитании», «Разумность христианства»(отрицает троичность Бога – якобы это неразумно).
 Согласно Локку, мусор на пути науки – это схоластические представления, сковывающие естественный процесс развития человеческого разума. Способности разума к познанию мира определяются ощущениями, опытом, выступающими в качестве источника знаний.
В «Опыте о человеческом разуме» Локк отрицает «врожденные идеи». Он противопоставляет декартовским «врожденным идеям» положение об опытном происхождении не только знания о еденичном, но и знания об общем. В исходном пункте, до чувтвенного соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по Локку, tabula rasa (чистая доска). Чувственный опыт – источник знаний. Локк выдвигает принцип сенсуализма– «все знания проистекают из ощущений». При этом он не сторонник «плоского сенсуализма», в котором знания=ощущениям, пытается показать как ощущения переходят в знания. Впрочем он признается «Я, кажется, понимаю каким образом лучи света запечатлевают образ на сетчатке глаза. Можно также понять, каким образом движения, исходящие из неё, передаются мозгу, и я убежден, что они в свою очередь создают идеи в нашей душе, но каким именно путем – для меня непостижимо». Идеи полученные через ощущения, преобразуются, духовно осваиваются в познавательных операциях, идеи которых мы получаем от рефлексии.
Имя Локка связано не только с принципом сенсуализма, но и с учением о первичных и вторичных качествах.
Исходные идеи теории первичных и вторичных качеств сводятся к тому, что ряд качеств, и прежде всего механико-математические качества природы существуют объективно, в то время как таким качествам как  цвет, запах, теплота отказывается в объективности. Первичными качествами являются те, которые «совершенно неотделимы от тела». Эти качества порождают в нас простые идеи – плотности, протяженности, формы, движения или покоя, числа. Идеи пеорвичных качеств суть сходства, вторичных – нет. Т.е. идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, а идеи вторичных качеств вовсе не имеют сходства с самими телами. В телах есть только способность вызывать в нас эти ощущения – то, что является, например, сладким, зеленым, горячим в идее, то в самих телах есть только известный объем форма и движение незаметных частиц. Вот, что сам Локк писал по этому поводу: «…идеи вторичных качеств также вызываются в нас тем же самым способом, как и идеи первоначальных качеств, т.е. воздействием незаметных частиц на наши чувства. Ведь ясно, что есть тела, и их довольно много, котоорые все так малы, что мы не можем ни одним своим чувством обнаружить их объем, форму или движение…Фиалка от толчка таких незаметных частиц материи вызывает в нашем уме идеи голубого цвета и приятного запаха этого цветка». Т.о. возникновение идей первичных и вторичных качеств происходит механически – с пормощью толчка материальных частиц.
Отметим, что эта теория может выступать в качестве естественной предпосылки агностицизма. Английский философ Джорж Беркли (1684 – 1753) писал «Вещи непосредственно воспринимаемые, суть представления; а представления не могут существовать вне ума; их существование поэтому состоит в том, что они воспринимаются». Для Беркли субъективность вторичных качеств означала, что они существуют только в ощущениях в том смысле, что не имеют объективных причин их порождающих, а по мнению Локка  вторичные качества имеют реальные причины в природе порождающих их объектов. Для Локка вторичные качества были не чисто субъективными, а чувственным преломлением объективных. Именно то обстоятельство, что ощущения вторичных качеств, по Локку, не имеют изобразительного сходства с порождающими их свойствами вещей, оправдывает и делает необходимым переход к тому, что находится за пределами чувств. Это показывает, почему Локка нельзя рассматривать как простого сенсуалиста, ибо сам чувственный опыт не может ознакомить нас с полной истиной о физических вещах. Если бы это было возможно, то рассуждение и теоретизирование были бы излишними и мудрость  состояла бы в пассивном восприятии того, что дают чувства. Но действительность такая какая она есть не дана в чувственном опыте и ум когда рассуждает не только оставляет действительность позади себя, но и приближается к ней. «Без должного рассмотрения и упорядочения идей достоверность не может быть достигнута. Следовательно основа достоверности заключена как в идеях, так и в хорошем здравом разуме».
Отметим, что он выделяет сенситивно-чувственное познание – это познание существования отдельных внешних предметов; демонстративное – это познание посредством рассуждения. А в качестве наиболее достоверного знания Локк выделяет интуитивное познание. Интуиция, по Локку, - это непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия двух идей.
В этике Локк выступил протитв теории врожденности нравственных принципов. В основе этических представлений философа – принцип эвдемонизма, который исповедовал в свое время Эпикур. Напомню, что гедонизм проповедовал неумеренность в погоне за наслаждениями, а эвдемонизм  проповедует меру в наслаждениях и гармонию телесных и духовных наслаждений. У Локка этический принцип права на счастье дополняется положением о равенстве людей. Люди равны от природы, по рождению т.е. естественным образом. Иначе чем Гоббс понимал Локк естественное состояние общества. У первого – это «война всех против всех», а Локк писал: «Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который  обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что, поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью, свободе или собственности другого». У Локка нет такого противопоставления естественного состояния общества гражданскому (т.е.государственному) какое мы встречаем у Гоббса. Можно сказать, что у Локка различие между естественным состоянием и государственым оказывается чисто количественным. Главная функция государства, по Локку, охрана частной собственности. Оно есть гарант равных свобод и возможностей для всех граждан.