Стремительные темпы развития НТП породили и немало негативных последствий, которые трудно было предвидеть.
- Загрязнение окружающей среды продуктами технического производства, нарушение водного и воздушного бассейна, разрушение растительного покрова Земли и многие другие факты, которые объединяют одним словом – экологический кризис.
- Развитие технологий, проникновение техники во все сферы человеческой жизни обострили проблему «человек – техника». Суть ее заключается в том, что во многих случаях человек из творца машин превращается (в силу повсеместной зависимости его от технических устройств) в своеобразный их придаток; техника и связанная с ней техническая рациональность рассматриваются, например, некоторыми неомарксистами как новый вариант идеологии, подчинившей и поработившей человека.
- Рационализация средств человеческой деятельности, особенно в области межличностных отношений, в сфере трудовой деятельности под влиянием успехов научного менеджмента привела к излишней рационализации и схематизации человеческого поведения, вызывая повышенную психологическую напряженность и психические перегрузки. Профессиональный стресс на сегодняшний день является одним из главных источников многих заболеваний.
- Использование социальных технологий, особенно так называемой модификации поведения, которая в различных видах осуществляется главным образом в сфере прикладной политики, поставило под сомнение вопрос о гражданских правах и свободах человека, нарушении этических принципов.
Здесь указаны далеко не все негативные последствия НТП, о которых ведутся споры в среде научной общественности на протяжении последних десятилетий. На этом фоне заметно возросли авторитет и влияние антисциентистского направления в социальных науках, представители которого во всех бедах и несчастьях современной цивилизации винят науку и ученых. Если прежние десятилетия антисциентистские идеи были популярны главным образом среди философов («философия жизни» - Ф. Ницше, А. Бергсон, экзистенциализм – М. Хайдеггер, К. Ясперс), то теперь эти идеи проникают и в сферу социального познания.
Одним из магистральных путей решения кризисных моментов в развитии современной науки является пересмотр ценностей и идеалов научного познания, сформировавшихся еще в условиях классической науки. «Выход из кризиса состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, гуманистических ориентиров и ценностей».