Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

Трансформация философского наследия в марксизме

Радикальная форма критического преодоления предшествующей философской традиции была провозглашена в марксизме, который предложил новую версию социально-философской теории.

Разработка идей марксизма связана с именами выдающихся немецких  философов и экономистов К.Маркса (1818 – 1883) и Ф.Энгельса (1820- 1895). Идеи марксизма сыграли огромную роль в развитии человечества ХХ века, что особенно негативно  сказалась на судьбах народов социалистических государств, попытавшихся реализовать на практике социально-политические идеи марксизма. Это является основной причиной неоднозначного отношения к марксизму среди философов и в целом широких народных масс.

Непосредственными философскими предшественниками марксизма можно считать немецких мыслителей – Гегеля, сформулировавшего законы диалектики, и Фейербаха, развивавшего материалистический взгляд на явления природы, обосновавшего объективное существование внешнего мира, первичность материи и вторичность сознания.

Краеугольным камнем философской системы марксизма является диалектический материализм, базирующийся на идее материальности мира, понимании движения как способа существования материи, а так же объяснении сознания как свойства высокоорганизованной материи.  Центральное понятие диалектического материализма – материя, понимаемая как объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них». Способом существования материи является движение, осуществляемое в различных формах (научная классификация форм движения материи была разработана Ф.Энгельсом; он выделил пять основных форм движения – механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную).

Изучая особенности человеческого познания, диалектический материализм выступает против агностицизма, отрицающего возможность объективно-истинного познания сущности предметов окружающего мира. С точки зрения марксизма содержание наших знаний, будучи отражением объективных свойств вещей,  не зависит от человека, от человечества в целом и является объективной истиной. Однако эта истина достигается не сразу в абсолютной форме, а складывается из суммы относительных истин.

Основой нашего познания и критерием его истинности выступает практическая деятельность человечества. Именно через практическое преобразование мира раскрываются перед человечеством его всеобщие законы, проверяется истинность человеческих знаний. С точки зрения марксизма практическая деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с законами природы и общества.

Центральной темой марксизма становится социальная философия, основанная на материалистическом понимании истории (исторический материализм). По мнению К.Маркса «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Таким образом, идеи в жизни общества хотя и имеют значение, но вторичны по отношению к материальным условиям жизни, т.е. «люди творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих».

Общество развивается по определенным закономерностям (прежде всего экономическим). Способ производства материальных благ определяет в итоге уровень развития общества. В каждый исторический период общество выступает как та или иная общественно-экономическая формация – конкретное общество, в котором определенному уровню развития производства соответствуют характерные для него политические, нравственные, бытовые и др. отношения людей . В соответствии с этим вся история в марксизме – закономерный естественно-исторический процесс последовательной смены одних общественно-исторических формаций другими на основе изменения способов производства. С точки зрения марксизма все действия людей могут быть сведены к действиям больших общественных групп – классов, которые в свою очередь определяются материальными интересами, вытекающими из положения этих классов в системе общественных производственных отношений.

Общественное производство есть совокупность материального и духовного производства, однако первое, безусловно, определяюще; оно обеспечивает уровень жизни людей, сущность людей той или иной исторической эпохи, а так же опосредованно взгляды, идеи, всю культуру данного общества.

Идеалом (реально достижимым) развития человеческого общества по мысли марксизма является коммунизм, который положит конец «предыстории человечества» и начнёт новую историю, свободную от антагонизмов между людьми, между людьми и природой. Коммунизм, по Марксу, – это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Главную задачу, которую перед собой ставил марксизм, можно объяснить, как стремление изменить мир (т.е. не только объяснить его теоретически, но и преобразовать). К.Маркс мыслил как революционер, призывая своим учением к классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата. Нужно сказать, что сам Маркс различал социально-философскую и социально-политическую стороны своей теории, не абсолютизируя последней и ставя её в зависимость от характера развития европейского капитализма, роста социального расслоения европейского общества.

Важный этап развития марксистской философии связан с развитием и воплощением некоторых ее идей В.И.Лениным. Ленин создал учение об империализме как высшей и последней  стадии капитализма, развил теорию социалистической революции. Руководя первой в мире социалистической революцией, Ленин предложил конкретные пути строительства нового общества – преобразование всех областей общественной жизни на социалистических началах. 

Современная философия марксизма (неомарксизм) представляет собой довольно широкий спектр различных традиций. В основе их – интерпретация основных идей социальной философии марксизма, связанная с изучением инвариантных структур социальной жизни (А.Грамши, Д.Лукач), определением примата техники и производительных сил в жизни общества (Г.Гротер), разработкой идей    марксистской  антропологии, ядром которой является учение о жизнедеятельности человека и об отчуждении его сущностных сил (Э.Пачи, Л.Альтюссер, Э.Блох).

В последние годы немарксистская философская мысль все чаще обращается к гуманистической проблематике, к новому антидогматичному осмыслению наследия Маркса  (в частности его учения об отчуждении человека, о диалектике принудительного и свободного труда в истории, о духовном производстве и т.д.). Изменяются и корректируются представления о социальной революции, об универсальном развитии личности и т.д. В целом процесс обновления и открытия новых перспектив неомарксистской философией можно назвать гуманизацией марксистской философской мысли.