Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

Новое отношение к проблеме знания

 

Проблематика знания становится центральной для понимания современного общества и человека. При этом серьезно изменяется понимание знания, расширяется, по сравнению с классической эпистемологией, «поле изучения знания и познания». Складывающаяся сегодня неклассическая эпистемология отказывается от скептицизма, фундаментализма (у науки должен быть незыблимый фундамент) и субъектоцентризма (доверие субъекту предполагает отход от сугубого субъективного идеализма). В неклассической эпистемологии существуют новые принципы подхода к познанию, часть из которых сформулирована постмодернизмом. Как известно, постмодернизм избегает всех форм монизма и универсализации, не приемлет единой общеобязательной концепции и различных явных и неявных форм интеллектуального деспотизма. В рамках этого подхода предполагаются признание многомерного образа реальности, а также неустранимой множественности описаний и «точек зрения», отношения дополнительности и взаимодействия между ними. Преодоление тотального господства одной (любой) доктрины – это, по существу, не только идеологическое, но и методологическое требование для философии познания XXI века.
Одно из позитивных следствий принципов постмодернизма, существенных для синтеза когнитивных практик, - это понимание необходимости «расшатать» привычное бинарное мышление в оппозициях (например, субъект-объект, качество-количество, случайность-необходимость и др.), снять упрощенную редукцию к противоположным, взаимоисключающим моментам по принципу дизъюнкции (или/или). Возможные для этого пути – более сложные отношения; дополнительность, гармонизация, одновременность; герменевтический круг (круговая структура понимания); признание правомерности не одной, но нескольких парадигм (мультипарадигмальность). Вместе с тем один из ведущих принципов постмодернизма, выдвинутый еще Фейерабендом, - все пойдет! – экстремален и не может быть принят в столь категорической форме.
Главное основание диалога и синтеза подходов к познанию – обращение к целостному человеку. Философская абстракция «человек познающий» должна быть выстроена как бы заново. Сохранение социальных, культурно-исторических и экзистенциальных свойств целостного человека, т.е. «снижение» уровня абстракции, может стать основанием и предпосылкой диалога и синтеза всех значимых когнитивных практик при дальнейшем развитии философии познания. Принцип: целостный человек познающий – целостная философия познания выражает необходимость признать фундаментальную и продуктивно-эвристическую роль не только субъекта познания, но и абстракции «целостного человека познающего».