В каникулы аренда коттеджей на Рублево-Успенском шоссе всегда выгодна.
    Главная
    Теория познания
    Динамика науки
    Контакты

Роль научных школ

 
В условиях стабильной, или «нормальной» науки господствующее положение парадигмы обусловливает существование единого научного сообщества. Однако современная наука стремительно развивается, постоянно открываются новые перспективные направления и специальности, объем научных публикаций, по некоторым данным, удваивается каждые 10-15 лет. В процессе ускоренного развития наук важнейшую роль играют научные школы. От обычных формальных научных коллективов они отличаются тем, что являются добровольными неформальными объединениями, группирующимися вокруг «естественного лидера» - выдающегося ученого, выдвинувшего оригинальные идеи, реализующиеся в исследовательской программе. Встает законный вопрос: в чем необходимость создания подобных неформальных объединений, если современная наука представляет собой большую разветвленную организацию, имеющую в своем составе крупные научные центры и лаборатории, работа которых тщательно планируется и координируется? Ответ заключается в особенностях научной деятельности и, прежде всего, в научной коммуникации, многообразных сетях социального взаимодействия и межличностных отношений. Многочисленные исследования позволили установить, что неформальные контакты и объединения ученых, которые иногда называют «невидимым колледжем», играют чрезвычайно важную роль на переднем фронте научных исследований.

Существующие в современной науке межличностные контакты, рабочие коммуникации реализуются, как правило, в различных формальных организацияхили учреджениях, публикациях в журналах, конференциях и т.п. Однако в случае возникновения прогрессивных идей, новых исследовательских объектов они могут и не найти сразу поддержки со стороны формальных учреждений в силу доминирования в данной специальности сторонников определенной парадигмы, выступающих в роли экспертов при оценке научных результатов. К тому же проводимые конференции обычно имеют строго обозначенный круг обсуждаемых тем. Работа НИИ, кафедр и лабораторий строго планируется и регулируется. Публикации в журналах в случае положительного решения также требуют определенного времени. Одним словом, заорганизованность «большой науки», ее функционирование по типу формальной организации со строгой структурой и вертикальной властной пирамидой могут тормозить развитие принципиально новых идей и напрвлений. В отечественной науковедческой литературе вопросам изучения роли научных школ в развитии науки в прежние годы отводилось большое место. Был выявлен ряд закономерностей в становлении и развитии научных школ. Отметим наиболее существенные особенности этого аспекта научной деятельности.

Научные школы в полноценном смысле этого слова появляются при переходе от индивидуальных форм научного труда к коллективному. Время их расцвета – 19 век. Возникавшие в те годы школы создавались на базе университетов и группировались, как правило, вокруг выдающихся ученых. Такую научную школу принято называть классической, ибо она сочетала в себе обучение и передачу знаний с проведением научных исследований. Современный тип научной школы, называемой иногда дисциплинарной, возникает на рубеже 19-20 веков в русле специализированных исследовательских институтов и лабораторий. Эти школы меньше прикованы к своему руководителю, чем классические, к тому же они и более кратковременны. Но для обоих типов школ характерно то обстоятельство, что в их деятельности сильны были неформальные отношения и особую роль играла личность руководителя, обычно талантливого и яркого ученого. В условиях быстрого развития науки при постоянно углубляющихся процессах дифференциации и интеграции возникает новый тип школ – проблемные, объединяющие в своих рядах значительный коллектив ученых различных специальностей, занимающихся изучением одной крупной проблемы. Это уже формальный коллектив, объединившийся под руководством крупного ученого, органически сочетающего в себе качества подлинного лидера, блестящего ученого, с качествами умелого руководителя.

Такого рода проблемных школ, оставивших яркий след в развитии отечественной науки, немало было в годы советской власти: например, Школа академика Игоря Васильевича Курчатова, осуществлявшего проект создания атомного оружия, Школа академика Сергея Павловича Королева, под руководством которого создавалась космическая техника, и многие другие.