http://freemanual.ru/?doc=279&lang=0 . Бесплатное гемы на аккаунт в бравл edu4cash.ru. |
|
Роль научных школ Существующие в современной науке межличностные контакты, рабочие коммуникации реализуются, как правило, в различных формальных организацияхили учреджениях, публикациях в журналах, конференциях и т.п. Однако в случае возникновения прогрессивных идей, новых исследовательских объектов они могут и не найти сразу поддержки со стороны формальных учреждений в силу доминирования в данной специальности сторонников определенной парадигмы, выступающих в роли экспертов при оценке научных результатов. К тому же проводимые конференции обычно имеют строго обозначенный круг обсуждаемых тем. Работа НИИ, кафедр и лабораторий строго планируется и регулируется. Публикации в журналах в случае положительного решения также требуют определенного времени. Одним словом, заорганизованность «большой науки», ее функционирование по типу формальной организации со строгой структурой и вертикальной властной пирамидой могут тормозить развитие принципиально новых идей и напрвлений. В отечественной науковедческой литературе вопросам изучения роли научных школ в развитии науки в прежние годы отводилось большое место. Был выявлен ряд закономерностей в становлении и развитии научных школ. Отметим наиболее существенные особенности этого аспекта научной деятельности. Научные школы в полноценном смысле этого слова появляются при переходе от индивидуальных форм научного труда к коллективному. Время их расцвета – 19 век. Возникавшие в те годы школы создавались на базе университетов и группировались, как правило, вокруг выдающихся ученых. Такую научную школу принято называть классической, ибо она сочетала в себе обучение и передачу знаний с проведением научных исследований. Современный тип научной школы, называемой иногда дисциплинарной, возникает на рубеже 19-20 веков в русле специализированных исследовательских институтов и лабораторий. Эти школы меньше прикованы к своему руководителю, чем классические, к тому же они и более кратковременны. Но для обоих типов школ характерно то обстоятельство, что в их деятельности сильны были неформальные отношения и особую роль играла личность руководителя, обычно талантливого и яркого ученого. В условиях быстрого развития науки при постоянно углубляющихся процессах дифференциации и интеграции возникает новый тип школ – проблемные, объединяющие в своих рядах значительный коллектив ученых различных специальностей, занимающихся изучением одной крупной проблемы. Это уже формальный коллектив, объединившийся под руководством крупного ученого, органически сочетающего в себе качества подлинного лидера, блестящего ученого, с качествами умелого руководителя. Такого рода проблемных школ, оставивших яркий след в развитии отечественной науки, немало было в годы советской власти: например, Школа академика Игоря Васильевича Курчатова, осуществлявшего проект создания атомного оружия, Школа академика Сергея Павловича Королева, под руководством которого создавалась космическая техника, и многие другие. | |
Роль научных школ При использовании материалов статьи Роль научных школ антивная гиперссылка на статью Роль научных школ обязательна | |